Луи Армстронг (Louis Armstrong, 1901–1971)

Главная > Справка > Библиотека > История джаза: главные имена > Луи Армстронг (Louis Armstrong, 1901–1971)

Великий трубач и великий певец из Нью-Орлеана всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти исследователи нашли в нью- орлеанских архивах свидетельство о его крещении — и установили, что на самом деле Сатчмо (музыкантское прозвище, на креольском жаргоне — «Рот кошёлкой», за огромные губы трубача) родился 4 августа 1901 г. В записях своих знаменитых «Горячих пятёрок» (Louis Armstrong Hot Five) и «Горячей семёрки» (Louis Armstrong Hot Seven) с 1925 по 1928 годы Луи Армстронг заложил несокрушимый фундамент практически всего джазового инструментального импровизационного искусства — и не только на трубе: его новаторские открытия можно было применить на любом инструменте. Его принципы вокализации инструментальной интонации (то есть сближения интонаций инструмента и человеческого голоса), его манера ритмической организации звука, утвердившая свинг в качестве основного принципа организации ритмического движения в джазе — всё это было по тем временам совершенно радикальным, неслыханным, новаторским и оказалось тут же подхвачено, изучено, скопировано, освоено и пущено в обиход тысячами музыкантов по всему миру. При этом ни оба состава «Горячих пятёрок», то есть состав 1925-27 и состав 1928 года (они разные), ни единственный состав «Горячей семёрки» (1927) не выступали на сцене и не ездили на гастроли. Это были чисто студийные коллективы, которые собирались только на сессии звукозаписи в Чикаго.

Вдохновив своими идеями практически всё поколение джазовых музыкантов 1920- х, Луи Армстронг переехал в Нью-Йорк и вместе со всей Америкой вступил в Великую Депрессию рубежа 1920–30-х гг., которая погнала его в бесконечные гастроли под бдительным приглядом мафиозных дельцов шоу-бизнеса: сначала с большим оркестром, а с конца 1940-х, когда эра биг-бэндов закончилась — с ансамблем преимущественно из земляков-новоорлеанцев под названием Louis Armstrong All Stars и репертуаром из старых добрых стандартов времён юности Сатчмо. Из новатора-инструменталиста Луи Армстронг превратился в популярного певца, музыкального консерватора, улыбчивого развлекателя, который много снимался в кино, первым из чёрных музыкантов долго вёл собственное шоу на радио и регулярно появлялся в хит-парадах поп-музыки с ретро-песенками, стилизованными под старый традиционный джаз. Из всех записей Луи Армстронга лучше всего продавался его сингл 1964 года «Hello, Dolly», и с ним Армстронг не только оказался последним джазменом в истории, попавшим на первое место в американском хит-параде поп-музыки, и самым пожилым из всех исполнителей, на тот момент поднимавшихся до первого места (ему было 63). Он с этой песней оказался ещё и первым музыкантом в истории, кто сместил с верхней строчки хит-парада самих The Beatles.