Макс Роуч ( Maxwell Lemuel Roach, 1924–2007)

Главная > Справка > Библиотека > История джаза: главные имена > Макс Роуч ( Maxwell Lemuel Roach, 1924–2007)

Барабанщик Макс Роуч (1924–2007) вырос в Бруклине и в 10 лет уже аккомпанировал на ударных исполнителям госпел. Джаз-клубы 52-й улицы выковали его уникальный стиль игры. В 1945-м, в возрасте 21 года, он уже участвовал в записях саксофониста Чарли Паркера, ставших поворотным пунктом в джазовой истории: эти пластинки возвестили миру приход новой эры — на них был зафиксирован новый стиль джаза, с которого начинается современная джазовая эпоха: бибоп.

Макс Роуч не сам изобрёл новую манеру игры на барабанах, ставшую отличительной чертой бибопа, но он довёл её до совершенства: основной пульс сместился с хай-хэта и басового барабана, отмечавшего в джазе эпохи свинга каждую четверть такта, в правую руку барабанщика, на тарелку, что позволило музыкантам использовать остальные части ударной установки для нерегулярных, более свободных, чем раньше, ритмических фигур (так называемого «бомбометания»). Новый стиль игры на барабанах позволил барабанщикам стать солистами — не просто играть коротенькие «брейки» время от времени, остальное время создавая ритмическую пульсацию позади ансамбля, но полноценно участвовать в построении музыкальной ткани, чутко реагируя на события, происходящие в игре партнёров, откликаясь на них, обыгрывая их, да ещё и самому барабанщику вносить дополнительные акценты, играть целые музыкальные фразы, делая игру на ударной установке почти мелодической.

В 1949 г. Роуч участвовал в одной из ключевых работ следующего этапа джазовой истории — серии пластинок трубача Майлза Дэйвиса и его Нонета (ансамбля из 9 музыкантов), впоследствии объединённых в альбом «Birth Of The Cool», который документировал рождение интеллектуального и сдержанного стиля кул-джаз».

При этом Роуч никогда не замыкался в рамках только одного стиля, каким бы прогрессивным на тот момент он ни был. Даже в 40-50-е гг., параллельно с записями в ансамблях величайших новаторов джаза, Макс играл танцевальный ритм-н-блюз с саксофонистом Луисом Джорданом и диксиленд с трубачом Генри «Рыжим» Алленом.

В 1952 г. Роуч и контрабасист Чарлз Мингус, недовольные тем, как воротилы грамзаписи обращались с афроамериканскими артистами, основали один из первых «музыкантских» лейблов — Debut Records, главным релизом которого стала запись легендарного концерта звёзд бибопа в Торонто (Канада). 15 мая 1953 г. там выступила потрясающая сборная боперов: трубач Диззи Гиллеспи, саксофонист Чарли Паркер, пианист Бад Пауэлл, басист Чарлз Мингус и барабанщик Макс Роуч. Запись концерта вышла под названием «Jazz at Massey Hall» и стала одним из величайших концертных альбомов в истории джаза.

В 1954 Макс Роуч создал квинтет с 23-летним трубачом Клиффордом Брауном — квинтет, ставший эталоном следующего за бибопом поколения джаза, стиля хардбоп. Роуч сделал Клиффорда со-лидером группы, помещая его имя на афишах рядом со своим. В квинтет вошли также саксофонист Сонни Роллинз, пианист Ричи Пауэлл и басист Джордж Морроу. Через два года Браун и Пауэлл погибли в автокатастрофе. Роуч признавался, что пережил потерю друзей и коллег только потому, что у их квинтета было много контрактов на выступления, которые теперь пришлось отрабатывать в составе трио — саксофон, контрабас и барабаны. Роуч говорил:

«Это было, в общем-то, наше приношение памяти Клиффорда и Ричи — то, что после их смерти мы продолжали играть по прежним контрактам, но эта трагедия принесла нам и новое открытие: мы — Сонни и я — стали понимать, как именно мы можем компенсировать отсутствие фортепиано в ансамбле. Отсюда напрямую вытекает то, как Сонни сделал свою первую «Сюиту Свободы» — с Оскаром Петтифордом [на контрабасе] и со мной».

Игру Роуча мы обнаруживаем на самых хрестоматийных альбомах джаза 50–60-х гг. — «Freedom Suite» и «Saxophone Colossus» Сонни Роллинза, «Money Jungle» в трио с Дюком Эллингтоном и Чарлзом Мингусом и «Dinah Jams» вокалистки Дины Вашингтон.

Немаловажную роль в жизни Макса Роуча, начиная с 50-х гг., сыграло его активное участие в Движении за гражданские права афроамериканского населения, в рамках которого он проявлял и музыкальную активность — так, в 1961-м он записал получившую широкий резонанс сюиту «We Insist: Freedom Now» («Мы настаиваем: свобода — сейчас»), где вокальные партии исполнила ещё одна активистка движения — Эбби Линкольн, на следующий год ставшая женой Макса. В следующие три десятилетия Роуч играл в самых разных контекстах и часто — очень необычную музыку, временами находившуюся даже за границами общепринятых представлений о джазе; он писал много и прикладной музыки, в том числе для кино, театральных постановок и хореографов. Наверное, он мог бы записываться больше и интереснее, если бы не шёл на открытые конфликты с шоу-бизнесом — но это был бы уже не Роуч!

Макс Роуч продолжал активно выступать и записываться вплоть до конца 90-х с самыми разными составами, иногда совершенно неожиданными: в его послужном списке — работа со струнными оркестрами, ансамблями ударных инструментов (в первую очередь — его собственным M-Boom), дуэты с авангардными артистами и даже... с диджеями! Кроме того, до самых поздних лет жизни (Макс выступал до 2001 г.) Роуч не боялся играть сольно, без ансамбля, и ему всегда было что показать за барабанами — не только и даже не столько в области техники, сколько в области нешаблонных музыкальных идей. Публика особенно любила его коронный номер: уже поседевший, но по-прежнему статный, он вытаскивал из ударной установки хай-хэт и принимался выделывать на нём умопомрачительные ритмические трюки — за что и получил прозвище Mr. Hi-Hat.

 

Константин Волков, «Джаз.Ру»