Оскар Питерсон (Oscar Emmanuel Peterson, 1925–2007)

Главная > Справка > Библиотека > История джаза: главные имена > Оскар Питерсон (Oscar Emmanuel Peterson, 1925–2007)

Оскар Питерсон (1925–2007) был одним из самых обожаемых и самых критикуемых джазовых пианистов в мире. Широчайшую публику буквально гипнотизировало его невероятное владение инструментом, фантастическая техника игры и потрясающий свинг, который просто не с кем сравнить. При этом джазовые критики привычно ругали Питерсона за то, что он играл чрезмерно много нот, использовал одни и те же приёмы и вообще говоря — совершенно не изменился в своей игре с 1950-х гг., записывая десятки и сотни альбомов с абсолютно похожей игрой, репертуаром и идеями, точнее, по оценке критиков — отсутствием свежих идей. Обо всех этих противоречиях хорошо написал историк джаза Скотт Янов:

«Конечно, можно смело утверждать, что Питерсон играет сто нот там, где другой пианист обошёлся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте, и ничего нет зазорного в том, чтобы демонстрировать технику игры, если это служит музыке. Питерсон не шёл от стиля к стилю, а рос внутри той стилистики, которую однажды нашёл, и в этом тоже ничего зазорного нет».

Огромное количество альбомов, которые записал Оскар Питерсон, объясняется тем, что он был любимым пианистом легендарного продюсера Нормана Грэнца, который записывал едва ли не каждую ноту, которую играл Питерсон. Впервые 25-летний Оскар, приехавший в Нью-Йорк из Канады, записался в 1950 году, а к середине 50-х уже был одним из самых популярных джазменов и со своим трио (гитарист Хёрб Эллис и контрабасист Рэй Браун) играл буквально со всеми, кто участвовал в знаменитых гастрольных турах Нормана Грэнца «Джаз в филармониях».

Трио с гитарой и контрабасом просуществовало пять лет, до 1958 г. После ухода Эллиса пианист решил, что ни один другой гитарист не сможет заменить его, и третьим членом трио стал барабанщик Эд Тигпен. И вот это-то трио — Оскар Питерсон, Рэй Браун и Эд Тигпен — стало, наверное, самым популярным ансамблем Оскара Питерсона, успех которого можно сравнить только с более поздним его трио без барабанов — с участием датчанина Нильса-Хеннинга Эрстеда Педерсена на контрабасе и Джо Пасса на гитаре.

В разные годы участниками трио Питерсона были такие разные музыканты, как чешский басист Иржи «Джордж» Мраз, шведский гитарист Ульф Вакениус, барабанщики Бобби Дюрэм, Луис Хэйз и другие. Кроме того, Питерсон записывал колоссальное количество альбомов совместно с другими музыкантами, среди которых трубачи Диззи Гиллеспи, Роф Элдридж, Кларк Терри, саксофонисты Сонни Ститт, Стэн Гетц, Коулман Хокинс, Лестер Янг, вокалистки Элла Фицджералд и Билли Холидей и другие. Записывал он и дуэты с другими пианистами, например Каунтом Бэйси, писал авторские сочинения крупной формы, среди которых выделяется посвящённая родной стране сюита 1964 г. «Canadiana», в общем — был одним из самых плодовитых, самых трудолюбивых и самых известных джазовых музыкантов своего времени.

Оскар Питерсон много болел. С молодости его мучил артрит, болели руки, он выдержал тяжелую операцию на костях бедра, а в 1993 г., в возрасте 68 лет он перенёс инсульт, после которого функции левой руки пианиста так никогда и не восстановились до конца. Однако он продолжал выступать и записываться почти до конца жизни, и одно его появление на сцене вызывало стоячую овацию, ведь именно Оскар Питерсон с его уникальным стилем игры — легко воспринимаемым, ясным и при этом исключительно виртуозным — привёл к джазу огромное число слушателей.

 

Константин Волков, «Джаз.Ру»